Osia
Аватар пользователя Osia
Не в сети
Зарегился(ась): 09/02/2008
Новый год для детей без проблем
Osia
Аватар пользователя Osia
Не в сети
Зарегился(ась): 09/02/2008
Современные праздники становятся все насыщеннее в плане возможностей. Родители коллекционируют билеты на елки, уверенные в непременной радости детей. Большинство детей с удовольствием сократили бы праздничное мероприятие до раздачи подарков: посмотрел на елку, подарок взял и ушел. Ритуал нужен и важен в большей степени родителям, а не детям. В раннем детстве ребенок и так живет в атмосфере праздника. У него еще очень мало настоящих «взрослых» дел и ответственности. В силу возрастных особенностей дети считают, что заниматься нужно только приятными делами. Им не всегда понятно, почему родители так серьезно относятся к ожиданию Нового Года: всего лишь очередное веселье и подарки, к получению которых – опять же, в силу возраста – они, в общем-то, привыкли. Ребенку весело на празднике? - так ему и дома не грустно. Родители часто перебарщивают с нагнетанием праздничного настроения, они заранее готовят ребенка к чему-то особенному, но объяснить важность события могут только себе. Это они ждут отдыха – от работы. Ждут развлечения, выхода «в люди». Это для взрослых праздники – прецедент.

Что такое стресс? Это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка, когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Для маленького ребенка, живущего в череде приятных событий, КАЖДОМУ из которых он придает большое значение (визит бабушки, интересная прогулка, игра со сверстниками, вечерние игрища с папой), новогодние праздники не являются чем-то исключительным, зато, благодаря неумелым действиям родителей, могут стать настоящим стрессом. Когда начинать психологическую подготовку к празднику?

Для ребенка до трех лет психологическая подготовка имеет небольшое значение. Мастерите новогодние поделки, чаще повторяйте «Скоро Новый Год!», познакомьте с Дедом Морозом и Снегурочкой – почитайте сказки про них. Не акцентируйте внимание на предстоящих событиях (утренники, подарки) – ребенок в этом возрасте не понимает значения слов «скоро» и «потом». Вернее, он может их понимать (если ему уже больше полутора лет), но, согласитесь, трудно привыкнуть к мысли, что подарок или веселый праздник будет потом. Зачем о нем вообще тогда говорить. Обойдитесь абстрактным понятием «нового года» - создавайте атмосферу.

Детей постарше подготавливают к празднику заранее – с начала декабря. Вы можете совместно зачеркивать на календаре дни, чтобы ребенок видел, как месяц тает, приближая праздник. Заранее начинайте мастерить поделки с новогодним уклоном: строим новогодний лес с елочками, Дедом Морозом и прочими зайцами, вырезаем снежинки, делаем новогоднюю газету. Разговоры о подарках деликатно уводим в сторону. Подумайте, какой утренник подойдет именно вашему ребенку в данный момент: нравятся ли ему шумные хороводы, или лучше обойтись просмотром спектакля.

Внимательно отнеситесь к индивидуальным особенностям своего ребенка, вы должны точно знать, сколько Нового Года он способен в себя вместить, и тогда праздник будет здоровым и радостным для всей семьи. Как избежать стресса при подготовке к праздничному утреннику

Не преувеличивайте важность мероприятия. Рассказывайте о нем спокойно, выделяйте приятные моменты – расскажите о том, как будет украшен зал, елка, какой красивый костюм вы придумали. Ни в коем случае не давайте понять ребенку, будто от него ждут чего-то особенного. Не успокаивайте его специальными фразами («все будет хорошо, не бойся!»), они заставят его задуматься, что повод для страха все-таки есть.

Если ребенок уже хорошо говорит и проявляет недюжинные творческие способности – все равно не нагружайте его стихами, стремясь выставить свое чадо вундеркиндом. Не подсовывайте длинные и сложные стихи даже в том случае, если он способен их вызубрить. На утреннике ситуация будет непредсказуемой. Бывает, что самые активные и ничего не боящиеся дети вдруг забывают слова и чувствуют себя при этом плохо. Публичное выступление – это очень тяжело, и это всегда принуждение. Незрелая психика может внезапно отреагировать вразрез с родительскими ожиданиями.

Тихого и стеснительного ребенка готовим к утренникам, рассказывая ему… о нем. О красоте костюма, возможности побегать, попрыгать вокруг елочки, понаблюдать за сверстниками, все потрогать и изучить самому (и никто не отберет, не будет мешать). Активному, легко «воспламеняющемуся» ребенку рассказываем об остальных участниках праздника, чтобы он не концентрировался на себе и не требовал к себе безраздельного внимания. Пусть он услышит о том, какие чудесные костюмы будут у других детей, какие персонажи участвуют в спектакле.

Если ребенок учит стишок – нарисуйте ему этот стишок на бумаге в виде картинок. Передвигаясь от картинки к картинке, учите слова. Ребенок обязательно вспомнит эту картинку в нужный момент, особенно если вы повторите стишок перед сном за ночь до события. Еще один способ: во время разучивания стиха играйте в мяч – кто поймал, говорит следующую строчку.

Забудьте о критике. Такие страшные фразы как «все дети будут рассказывать стихи, а ты нет», «всем подарят подарки, а тебе нет» ничуть не стимулируют ребенка. Он не будет плакать от стыда и вести себя лучше. Подобная критика вызывает внутренний протест. И уж тем более нельзя наказывать ребенка, обещая лишить его подарка, если он не захочет рассказывать стихотворение или надевать праздничный костюм. Оставьте его в покое. Возможно, следующий утренник будет удачнее.

Для детей до трех лет самым подходящим новогодним праздником будет домашняя елка, утренник в детском саду или школе развития, то есть камерные елки, где создается воистину душевное настроение. В последнее время многие мамы приводят на общественные елки детей, которым не исполнилось даже года. Психологи предупреждают: праздничные мероприятия – это всегда стресс. Поставьте себя на место ребенка: неокрепшая психика еще не способна адекватно воспринять такое количество впечатлений. Последствия могут проявиться не сразу, а через день – плохой сон, плач по вечерам, испуг, отказ от еды. Представьте себе, что такое психическая незрелость: это чистый лист. У вас, как взрослого человека, существует багаж воспоминаний, пережитых волнений. У ребенка всего этого нет, он только начинает расширять свой эмоциональный мир. Ваше фанатичное стремление как можно раньше приобщить его к «модным» посещениям общественных елок может обернуться непредсказуемыми последствиями. Которые, как уже было сказано, проявятся не сразу, а постепенно. Мамы часто говорят: «мне нужно, чтобы ребенок понял, ЧТО ТАКОЕ Новый Год!» Так покажите ему ОДИН праздник – и он обязательно поймет. Иначе у него в голове все смешается, не получится целостного представления.

Экскурс в психологию развития: границы огромного мира ребенок осознает постепенно. Сначала он 9 месяцев был в тесной утробе, затем – в коляске, кроватке, слинге. Потом ребенок понимает, что мир немного шире, и к году он чувствует его в пределах комнаты/квартиры. Исходя из этого, он гораздо лучше воспримет камерный праздник, происходящий в маленьком помещении, где его внимание не будет рассеиваться.

И обязательно признайтесь себе: вам просто очень скучно сидеть дома. Это ваши детские воспоминания гонят вас в шумную толпу вокруг елки. Но решать свои проблемы за счет психики ребенка нехорошо, и в какой-то степени даже преступно. Дети расходуют себя всерьез. Потому что верят происходящему на все сто. И батарейки быстро садятся.

До трех лет ребенок воспринимает Деда Мороза как чужого дядьку с бородой, который еще и громко разговаривает. В этом возрасте детям показывают кукольный спектакль с участием Снегурочки и Деда. Или вообще обходятся без них. Психологи утверждают: первый сознательный праздник ребенок способен «переварить» только в три года. Три-четыре года – это особенный возраст, когда ребенку становится мало мамы, мало своего дома, родственников. Ему нужно что-то еще. Он уже может адекватно воспринять новогоднее представление в шумной компании. Совет: постарайтесь, чтобы утренники были разнообразными, делайте упор на качество, а не количество. Деды Морозы и Снегурочки не должны троиться в глазах. Пусть одна елка будет «хороводной» с Дедом Морозом, на другой покажут только спектакль или развлекут только сказочные персонажи без Деда Мороза. Чудо должно быть качественным, Приглашать Деда на дом рекомендуют детям не ранее 4-5-летнего возраста. И тогда будьте готовы объяснять ребенку: почему домой пришел один дед (веселил, уделял индивидуальное внимание), а на утреннике зажигает совсем другой (не садит на коленки, не общается только с ним).

Количество новогодних праздников, которое способен осознать ребенок, равняется его возрасту: в годик будет достаточно домашней елки. Не забудьте, что домашний праздник – это тоже огромное впечатление, если вы отмечаете его дома с ребенком. У него собьется режим, он не сможет быстро уснуть из-за канонады за окном, и ну просто наверняка пересмотрит телевизор и напробуется неправильной еды. Все это кирпичиками выкладывает дорожку к эмоциональному расстройству. В два года ребенку можно устроить две елки: дома и в школе развития (в мини или обычном детсаду). В три года добавляют общественную елку в кукольном театре, а в четыре плюсом к утренникам в театрах приглашают Деда Мороза и Снегурочку на дом. Для избежания перегруза эмоциями не устраивайте сразу две елки в неделю. Ребенок каждый раз должен быть эмоционально готов к чему-то новому.