ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Б. С. Волков

-217-

Ситуация. Есть родители, которые с детства прививают детям фи­лософию «середняка»: будь во всем умерен, не впадай в крайности, так жить спокойнее.

Правы ли такие родители?

К чему ведет такая родительская философия?

Решение. Создаваемая родителями установка не дает ребенку воз­можности раскрыться в полной мере, заниматься любимым делом, до­биться большего.

-218-

Вопрос. Что должна делать семья, чтобы их ребенок был более успеш­ным, талантливым, инициативным?

Ответ. Прежде всего надо ответить на вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы он не стал посредственным?

Во-первых, стараться, чтобы ребенок дольше оставался «почемуч­кой», недаром говорится: «Любознательность создает ученых». Если школьник не задает вопросов, то это повод для родительской тревоги. Надо учить его задавать вопросы, прежде всего самому себе, а для по­иска ответов использовать словари.

Родители должны провоцировать любознательность ребенка: «Как ты это объяснишь?», «Как бы ты ответил на этот вопрос?».

Во-вторых, семья должна формировать культ интеллекта. Бесполез­ных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно сегодня, другое — завтра. Культ интеллекта — в собирании библиотеки, в посе­щении выставок, в спорах, интересных беседах и т. д. Все это нужно начинать делать вместе с ребенком, потом он будет это делать самосто­ятельно.

В-третьих, важно ставить ребенка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у ребенка представление о последствиях каждо­го действия. Задача взрослого в том, чтобы побудить ребенка думать, пред­лагать, выбирать, то есть самому приходить к правильному решению.