ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Б. С. Волков

Изменился ли уровень готовности детей к школе, когда игра исчезла из программы дошкольного воспитания?

Ответ. Исследования Е. О. Смирновой и И. А. Бурлаковой показы­вают, что у сегодняшних детей 6,5-7 лет, поступающих в школу, недо­статочно хорошо выражена учебная мотивация и существуют серьез­ные проблемы с произвольным поведением.

Психика ребенка преимущественно развивается в рамках игровой деятельности, которая является в этот период ведущей. Л. С. Выгот­ский подчеркивал, что психические новообразования возникают к кон­цу возраста только в том случае, если ребенок занимался определяю­щим его развитие видом деятельности. В данном случае — игрой. Более того, начало обучения в 5 лет автоматически влечет за собой еще боль­шее сокращение детства, что проявляется в начале подготовки детей к школе уже с 3-4 лет.

-175-

Ситуация. В истории начального обучения часто изменялись методы, учебники, содержание предметов. Цели же начального обучения многие годы оставались неизменными: научить чтению, счету, письму.

Какие цели обучения стоят перед современной начальной школой?

Решение. В настоящее время приоритетной целью образования яв­ляется развитие личности, которое предполагает:

♦    подготовленность к учебной деятельности (научить ребенка учить­ся);

♦    в первую очередь наличие всех сформированных психических процессов (восприятие, память, воображение и мышление — как логическое, так и образное), которые обеспечат полноценное об­разование;

♦    развитую коммуникативную деятельность, то есть умение общать­ся с другими.

-176-