ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Б. С. Волков

-114-

Ситуация. Леня с раннего детства преуспевает в математике, но от­стает в рисовании и физическом развитии. Мальчик предпочитает об­щаться со взрослыми, а не со сверстниками и теряется в жизненных ситуациях, с которыми уверенно справляются его ровесники.

Следствием какого воспитания в семье явились такие резуль­таты развития личности Лени?

Насколько в рамках нашей культуры благополучен результат воспитания Лени?

Решение. В данном случае Леня — результат сильного интеллекту­ального развития при игнорировании других сторон развития, главным образом физического (занятий игрой, рисованием, лепкой, конструи­рованием и др.).

Таким детям, как Леня, родители предлагают с ранних лет разнооб­разные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа, активизируя развитие логического мышления.

Без развития мелкой моторики ребенок не может успешно кон­тактировать со сверстниками. Не занимаясь играми, физическими упражнениями со сверстниками, ребенок еще больше отходит от их интересов.

В результате по интеллектуальному развитию такой ребенок опере­жает своих сверстников, а по уровню эмоциональной, личностной зре­лости отстает. Недостаточный опыт практического знакомства с миром приводит к пассивности, повышенной тревожности.

С возрастом такой ребенок обычно находит себе равного партнера по общению.

Недоразвитость остальных психических процессов компенсируется интеллектуальным развитием Лени. Он может приспособиться к жиз­ни в обществе в соответствии с особенностями своего развития, ведь обществу требуются интеллектуально развитые люди.

-115-