ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Б. С. Волков

-102-

Ситуация. Петя (5 лет) — неорганизованный мальчик. Не доводя на­чатое дело до конца, он берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Мама беспокоится, как же он будет учиться в школе.

Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходи­мых качеств для учебы?

Решение. Только научив ребенка планировать свои действия и до­водить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять).

С этой целью перед предстоящим действием ребенку задается во­прос: «Как ты будешь это делать?» Таким и подобными вопросами взрос­лый может побудить ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек его спрашивают: «Что и куда ты будешь уби­рать и в какой последовательности?», перед конструированием: «Что ты хочешь построить и какие материалы для этого потребуются?» По­добные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности.

Следует учесть, что одно дело планирование как подготовка к действию и другое дело — его реализация. Работа должна доводиться до конца! Надо помнить афоризм: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Подведение итогов действия — очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как красиво построен из кубиков замок (нарисован рисунок, сделана аппликация)!

Важно и то, чтобы планирование действия и его завершение, подве­дение итогов было доведено до автоматизма.

-103-

Ситуация. Из разговора двух мам в метро: «Послушай, я обратила внимание, что моя Алена (6 лет) только и говорит: “хочу” да “хочу”, а ведь ей в этом году идти в школу, где одного “хочу” уже мало». Обоснованны ли опасения мамы?