ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Б. С. Волков

-100-

Задание. Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который следует собрать самостоятельно по образцу.

Проведите наблюдение по плану.

1.    Характер и последовательность строительства дома.

2.    Соблюдается ли определенная последовательность сборки?

3.    Удерживает ли ребенок заданную цель (предложенный образец)?

4.    Соответствует ли образцу детская конструкция по пропорциям, цвету, форме блоков?

5.    Как часто сверяет ребенок свои действия и их результат с эта­лоном?

По окончании постройки задайте ребенку вопросы с целью выяс­нить, насколько осознанно он выполнял задание. Проанализируйте вместе с ним достигнутые результаты конструирования. В дальнейшем можно постепенно усложнять задание по конструированию: вместо об­разца предложить рисунок, план, замысел и т. п.

Максимально приближенным к учебной деятельности упражнени­ем по развитию произвольности является графический диктант.

Ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на лис­те бумаги в клетку. Он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Эту работу мож­но усложнить, предлагая под диктовку взрослого выполнять подобные узоры на листе бумаги (вправо на 1 клеточку, вверх на 2 клеточки, вле­во на 2 клеточки и т. п.).

-101-

Задание. У ребенка должно быть произвольное управляемое пове­дение. Он должен уметь подчинять свое поведение воле, а не чувствам. Ему непросто следовать как чужой, так и своей воле.

Проведите игры по развитию произвольности (управляемости) по­ведения.