ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Б. С. Волков

4)  дорисовывать элементы, детали, части фигур по образцу.

-83-

Ситуация. Учительница 1 класса дала задание, и ученики уже при­ступили к работе, а Коля «не услышал» и все время рассматривал ил­люстрации в книге. Затем он заметил, что ученики чем-то заняты, и на­чал заглядывать в тетрадь соседа, пытаясь понять, что надо делать.

Что необходимо предпринять при рассеянности данного типа?

Решение. Причина такой рассеянности в особенностях восприятия ребенка.

Информацию о внешнем мире мы получаем по нескольким кана­лам восприятия, в том числе по зрительному и слуховому. Целостный образ окружающего мира формируется на основе разных видов вос­приятия. Но когда в восприятии лидирует зрение, то ребенок может «не слышать» обращенных к нему слов. Его не дозовешься, если он занят рассматриванием картинок или рисованием. То, что он видит, ему интересно в данный момент, поэтому он может не слышать того, что ему говорят. Усвоение учебного материала, поступающего через все каналы восприятия, улучшается, когда он становится предметом осознания.

Для развития слухового восприятия можно использовать так назы­ваемые графические диктанты. На листке в клеточку ребенок под дик­товку взрослого ведет линию в заданном направлении, отсчитывая за­данное количество клеток. Если линия проведена правильно, на листе бумаги вырисовывается какой-то предмет: дом, кораблик и т. д.

Полезно учить ребенка сосредоточиваться на звуке с закрытыми гла­зами, определяя по голосу человека, которому он принадлежит, по ха­рактерному издаваемому звуку предмет (книгу, ножницы и т. д.), по звуку рисующего карандаша — сколько сторон у нарисованной геомет­рической фигуры и т. д.