Этапы развития речи у ребенка

15/06/2012

Ранний возраст – период, который для освоения и развития речи является особенно благоприятным.  Уже на втором году жизни у малыша растет  интерес к окружающему миру: надо все познать, посмотреть, потрогать руками. Однако желания в этом возрасте сильно превышают возможности, поэтому ребенок ищет помощи у взрослых. Правда, средств общения, которые он уже освоил в виде мимики, жестов, отдельных слов, ему уже не всегда достаточно для того, чтобы быть понятым. Это естественное противоречие, появляющееся в возрасте от полутора до двух лет, находит решение в развитии активной самостоятельной речи – новой для ребенка формы общения.

Этот период – своеобразная веха. По сути, это переход из состояния младенчества в ранний возраст, поэтому во всем развитии ребенка этот этап весьма важен. В плане развития речи отличительной его чертой является переход от отдельных слов к составным предложениям – сначала двухсловным, потом и более сложным. Вторая черта – это усвоение элементарных грамматических правил. Отмечается быстрое усвоение правил применения служебных слов, рост количества разных типов предложений.  К трем годам речь ребенка еще не является безупречно четкой, но он уже владеет основными падежами и выражаемыми с их помощью предметными отношениями. Например: «Почему белки живут в лесу?», «Где моя мама?» Здесь очень важно отвечать на все его вопросы, диалог имеет очень большое практические значение, так как именно он развивает у детей социальные навыки. Если в этот период от ребенка отмалчиваться – в дальнейшем у него будут серьезные проблемы в установлении контакта со сверстниками.

В это время понимание речи улучшается и по качеству и по объему. Раньше слова не являлись поводом для осмысленных действий, сейчас же ребенок начинает понимать инструкции взрослых, учится принимать поручения и выполнять их.  Звуковая сторона языка также совершенствуется. Если раньше ребенок опознавал ваши слова лишь по общей ритмической структуре, то теперь к нему приходит понимание правильности произношения совокупности звуков.  В этом возрасте очень важно общаться с ним по-взрослому, не подменяя звуки и не коверкая, не укорачивая слова (чем так часто страдают бабушки в общении с внуками). Ваша речь должна быть правильной, четкой, ритм – не очень быстрым. Будьте готовы к тому, что, если ваша речь имеет дефекты – впоследствии ребенок их будет воспроизводить. Иногда у детей наблюдается стремление произносить какие-то слова в искаженном виде только потому, что им нравится звучание. Серьезным поводом для беспокойства это не является, но следить за правильностью собственной речи тем более необходимо и при случае мягко, но настойчиво ребенка исправлять, просто произнося за ним правильный вариант слова.

Все статьи категории "Воспитание детей" с сайта http://velesarticles.com.